Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк»

Это стихотворение, как поэтический реквием, возносится в память о самом талантливом человеке, который этой своей работой подводит итог всей своей литературной деятельности. Написанное в середине 1841года, всего лишь за несколько недель до трагической смерти поэта произведение, показывает, как автор понимал свою роль в обществе. Не ожидая ни от кого признания и похвал, Лермонтов выполнял возложенную на него миссию пророка, который должен «провозглашать… чистые ученья». И он не ошибся в том, что тот, кто вскрывает пороки общества, словно нарывы, будет «наг, беден» и презираем.

Но все же, автор не пишет, что он недоволен своею судьбой. Он признает, что получил дар, а не проклятие, которое отделило его даже от тех, кого поэт называет ближними. Посыпав голову пеплом в знак перенесенного горя, пророк не отказывается старательно выполнять свою роль. После того, как его символически казнили публично, побив камнями, силой духа он выжил. Только залечивать раны он отправился в пустыню. Значит ли это, что он отказался провозглашать любовь и правду? Нет. В следующей сцене пророк снова в городе, его внешний вид и тот служит его высокой миссии. Как много люди теряют, не прислушиваясь к его советам. Ведь звезды и твари в пустыне, слушаясь пророка «радостно играют». Люди же добровольно отказываются от пути счастья, указателем которого является поэт.

Читающий это произведение ощутит всю глубину чувств автора, его боль и страдания, ведь из семи строф только та, где говорится о гармонии в пустыне, не содержит импрессивные компоненты, которые указывают на эмоциональный надрыв автора. Метафоричностью высказываний главного героя произведения подчеркивается пропасть между ним и обществом, которое не видит в поэте пророка. И такое отношение передается из поколения в поколение. Печальную романтичность стихотворению придают и горечь речи, выраженной в разговорном стиле, и отказ от архаизмов. «Пророк» написан одним из самых распространенных размеров – четырёхстопным ямбом.