Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Парус»

В 1832 году, в Петербурге, во время прогулки по берегу Финского залива, к совсем еще юному М.Ю. Лермонтову приходит идея написания стихотворения «Парус». В этот период молодой человек стоял перед выбором своего дальнейшего жизненного пути. Его мечтам стать филологом пришел конец из-за участия в неприглядной «маловской истории». Тогда он соглашается на предложения своих родственников, в том числе и бабушки, поступить в юнкерскую школу. Но в душе поэта осталось чувство неудовлетворенности, отверженности и переживания о своей дальнейшей судьбе. На этом фоне и рождаются строки знаменитого произведения «Парус».

В основе сюжета рассказ о паруснике. Его история полна драматизма и выразительных иносказательных символов. Лермонтов намеренно делает парусник одиноким, укрытым от всего внешнего обволакивающим туманом безразличия. Парусник сам не знает, что ищет и что потерял, он растерян. Но по своей мятежной натуре, он «просит бури». Именно в этом он видит для себя покой.

Поэт нашел любопытное композиционное решение, чтобы передать всю глубину чувств лирического героя и его переживания. Разделив условно каждую из трех строф на две части. Автор вначале, в первых строках, говорит о паруснике и окружающей его морской стихии. А в следующих строках идет описание сюжетной линии с позиции наблюдающего за парусником с берега главного героя.

Произведение наполнено символикой. Например, море. Оно обозначает бушующие вокруг героя стихии и страсти, в которых легко утонуть, если поддаться их власти. Да и сам парусник, это не кто иной, как сам автор. Он описывает свои тревоги, тщетные усилия найти свою судьбу и переживания о своей участи. Такая аллегория очень уместна, ведь за жизнью любого человека легче наблюдать, чем быть ее участником.

Данная лирическая новелла пейзажно-символического характера имеет философскую направленность. В ней говорится о поиске смысла жизни и гармонии в ней. Автор впервые так открывается своему читателю, рассказывая о своем внутреннем мире, о переживаниях. Написано стихотворение четырехстопным ямбом.

Силу эмоциональной подачи произведения поддерживают повторы и инверсия. А метафоры, эпитеты и олицетворения служат усилением художественной экспрессии. Синтаксический параллелизм и антитеза помогает более полно прочувствовать всю гамму переживаний героя. Динамику придает обогащение стихотворения глаголами.