Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Парус»

В 1832 году, в Петербурге, во время прогулки по берегу Финского залива, к совсем еще юному М.Ю. Лермонтову приходит идея написания стихотворения «Парус». В этот период молодой человек стоял перед выбором своего дальнейшего жизненного пути. Его мечтам стать филологом пришел конец из-за участия в неприглядной «маловской истории». Тогда он соглашается на предложения своих родственников, в том числе и бабушки, поступить в юнкерскую школу. Но в душе поэта осталось чувство неудовлетворенности, отверженности и переживания о своей дальнейшей судьбе. На этом фоне и рождаются строки знаменитого произведения «Парус».

В основе сюжета рассказ о паруснике. Его история полна драматизма и выразительных иносказательных символов. Лермонтов намеренно делает парусник одиноким, укрытым от всего внешнего обволакивающим туманом безразличия. Парусник сам не знает, что ищет и что потерял, он растерян. Но по своей мятежной натуре, он «просит бури». Именно в этом он видит для себя покой.

Поэт нашел любопытное композиционное решение, чтобы передать всю глубину чувств лирического героя и его переживания. Разделив условно каждую из трех строф на две части. Автор вначале, в первых строках, говорит о паруснике и окружающей его морской стихии. А в следующих строках идет описание сюжетной линии с позиции наблюдающего за парусником с берега главного героя.

Произведение наполнено символикой. Например, море. Оно обозначает бушующие вокруг героя стихии и страсти, в которых легко утонуть, если поддаться их власти. Да и сам парусник, это не кто иной, как сам автор. Он описывает свои тревоги, тщетные усилия найти свою судьбу и переживания о своей участи. Такая аллегория очень уместна, ведь за жизнью любого человека легче наблюдать, чем быть ее участником.

Данная лирическая новелла пейзажно-символического характера имеет философскую направленность. В ней говорится о поиске смысла жизни и гармонии в ней. Автор впервые так открывается своему читателю, рассказывая о своем внутреннем мире, о переживаниях. Написано стихотворение четырехстопным ямбом.

Силу эмоциональной подачи произведения поддерживают повторы и инверсия. А метафоры, эпитеты и олицетворения служат усилением художественной экспрессии. Синтаксический параллелизм и антитеза помогает более полно прочувствовать всю гамму переживаний героя. Динамику придает обогащение стихотворения глаголами.

Автор анализа: Руслан Синельников

Скачать анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Парус»

Еще анализы:

  1. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Осень»
  2. Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Нищий»
  3. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»
  4. Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Дума»
  5. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему