Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»

Творчество Александра Блока – общепризнанный шедевр символизма. Особое место в поэзии А.А. Блока всегда занимала женщина; своей жене, Любови Дмитриевне, он посвящает целый цикл, полный высоких идеалов и божественных образов. Но этапы жизни поэта сменяются, женщина становится более реальной, земной – и на свет рождается «Незнакомка», написанная в 1906 году и включенная в цикл «Город».

Основной конфликт произведения заключается в столкновении мечты и реальности. Для того чтобы обозреть разочарование в действительности, А.А. Блок композиционно делит произведение на две части. Реальность гнетёт лирического героя, она существует для него в виде пьяных окриков, переулочной пыли, женского визга. Убогая картина, предстающая перед лирическим героем, сменяется при появлении девичьего стана той самой незнакомки, которая становится сокровищем для его сердца. Девушка вроде бы снится, а вроде бы у неё есть реальные черты: «в кольцах узкая рука», «очи синие бездонные». Этот образ воплощает мечтательные представления лирического героя.

Тем не менее, А.А. Блок даёт понять, что реальность и мечта несовместимы, поэтому стихотворение заканчивается довольно удручёнными строчками: «я знаю: истина в вине». Фактически, лирический герой ничем не лучше окружающих его пьяниц, ведь он сам находится в винном плену.